ДЕРЕВНИ ВОЛОСТИ ВАЛКЪЯРВИ

В XVII веке, когда Валкъярви являлось капелланством, оно относилось к волости Муолаа. Самостоятельной терри­ториально-административно й единицей Валкъярви становится уже в первой половине XVIII века. По состоянию на1915 г.волость Валкъярви включала в себя 45 деревень, ее населе­ние составляло7014человек, а общая площадь равнялась 453 кв. км. Волость была известна во всей Финляндии и в России, как производитель лучших гужевых повозок: двуко­лок,телеги саней. Во многих крестьянских избах были мас­терские, где кустарным способом изготавливали эти транс­портные средства и везли их затем на продажу в Петербург, Выборг, на осеннюю ярмарку в Кивиниеми [ныне Лосево]. Поэтому и жилые дома в волости строили с размахом, чтобы на зиму разместить в них производство и саму продукцию.

Другой особенностью деревень этой волости являлось свойство объединяться в группы со своим названием. Такая тенденция имела место и в других волостях Карельского перешейка, но в Валкъярви она была ярко выражена. При этом каждая из деревень сохраняла свои границы, статус и название, не сливаясь с остальными воедино,как это было при укрупнении хозяйств в советскую эпоху. Группирова­лись не только целые деревни, но и смежные части сосед­них селений. Наиболее крупные образования известны под названиями: Валкъярви, Хиисселькя, Суонтака, Лахденпохъя, Ярвенпяа, Вуоксенранта, Пуннусранта.

Яухола

 Первые сведения об этой деревне относятся к 1580году. В налоговых мантальных списках значилось тогда тринад­цать хозяйств. Всписках1590 года отмечалось наличие 5 дворов, 4 дымов и 4 луков. В 1615 г.количество дворов в деревне возрастает до 11. Потом наступает спад, жители бегут от налогового бремени либо берут на кормление рат­ников. В 1649 г. в Яухола насчитывается только 4 двора. В 1652 г. часть деревни переходит в составленного поместья Георга фон Китгхусена, но в 1685 г. земли сно­ва возвращаются короне.Несколько имений перешли в пожизнен­ную собственность вдо­ве майора Нильса Ло-берга. В 1658 г. упоми­наются фамилии вла­дельцев имений: 1 двор

принадлежа лроду Му-она, второй — Карвойн, третий — Лелло, а чет­вертый —Юркин. Так­же трифрельзовых поместья оставались пустошами. На 1698 г. в деревне жили семейства Мона, Карвайн (2 имения), Коллё, Мякеляйн, Ряйкёйн, Лоберг капеллан(карраПпеп) Портанус. Когда Валкъярви имело статус капелланства, казенный дом свя­щенника находился в деревне Харпала, то есть за озером, если смотреть от церкви. В 1683 г. домкапеллана переме­стился на более удобное место в деревню Яухола, потеряв при этом часть прежних участков и, соответственно, дохо­дов с них. В 1698г. капелланское имение увеличилось, и только после этого в Валкъярви переехал на постоянное жительство капеллан из Муолаа. Это имение позднее ста­ло усадьбой церковного настоятеля.


Когда в 1710 г. деревня Яухола перешла в собственность полковника Г.П. Чернышева, священник Томас Таберман получил от графа свободное от налогообложения имение Мо-нас (две трети мантала), что документально было подтверждено и в 1728 г. В то время в Яухола проживало 8мужчин и 5 женщин.Семьи были представлены родами Карвайн, Лю-дикя, Лайхайн и одним неизвестным родом. Позднее насто­ятелю церкви Карлу Стролману прислали капеллана, которому выделили казенный дом в Яухола. В 1747 г. и его имение освободили от налогообложения. Одновременно настоя­тель выделил капеллану часть из своих доходов.

     1сентября 1739 по просьбе настоятеля Аллениуса и других священнослужителей Чернышев передал для нужд цер­кви дома и поля на мысу Кирккониеми, прирезав15-аршин­ную полосу, прилегавшую к церковной ограде.

Для усадеб священников в Валкъярви выбирались особо красивые места. Усадьба настоятеля располагалась на склоне, обращенном к озеру Яухолампи, среди лесов и по­лей. Усадьба капеллана находилась в полукилометре к югу. Эту часть озера таки прозвали — «капелланский залив». Усадьба капеллана сгорела в войне 1918 г., но две другие усадьбы священников пережили обе последние войны.

В начале XX века в сосновом бору на окраине деревни основали новое кладбище. Старое кладбище в Вуннуккала было к тому времени уже слишком тесным.

Бурное развитие деревни началось с 1930 г., когда в центре ее появилась железнодорожная станция Валкъярви. Само название Яухола стало даже забываться, так как жите­ли чаще всего называли это место просто —Асема, что в переводе означает «станция». 1 января 1930 г. железная дорога от Выборга до Валкъярви вступила в эксплуатацию. От железнодорожного вокзала начал быстро расти пристанционный поселок с магазинами, лавками и зданиями общественного назначения.В перспективе планировалось про­должить строительство ветки до Рауту, однако средств на него в то время не нашлось.

Накануне советско-финляндской войны в Яухола было 86дворов, а население составляло 534 человека. Большинство жителей деревни являлись выходцами из других мест.

Входе боевых действий 1939 г. деревянный вокзал в Яухола полностью сгорел. Период освоения местности со­ветскими переселенцами был отмечен созидательным тру­дом по возведению железнодорожной ветки между Валкъяр­ви и Рауту. Строительные работы начались как со стороны уже построенной части полотна от Валкъярви, так и со сто­роны ст. Рауту. Вдоль всей строящейся линии прорубили просеки, насыпи от Валкъярви на длину 4 — 5 км, и от Рауту на длину 2 — 3 км отсыпали щебнем,построили бетонные мосты через ручьи, начали выемку грунта, провели линии связи электропередач. Однако эту работу прервала новая война. Советские войска, а вместе с ними и советские пере­селенцы,оставили Валкъярви в августе 1941 года.Когда в Яухола вошли финские части, то там обнаружили целыми лишь 5 жилых домов:дом начальника станции и стоявшие по соседству с ним жилища железнодорожных служащих. Здание Акционерной кассы было немного подремонтиро­вано, кирпичный склад кооперативного магазина, лесопилка мастерская Сяаксъярви, а также контора и двухэ­тажное рабочее общежитие находились в удовлетворитель­ном состоянии.Механизмы пилорамы были переделаны.

В 1942 г. станцию Валкъярви возродили из плана прежнем месте в первозданном виде согласно сохранив­шимся чертежам.Некоторые железнодорожные постройки сохранились до настоящего времени. Депо,получившее повреждения в советско-финляндскую войну, в 1942 г. было полностью отремонтировано.

Железная дорога в послевоенное время просуществовала недолго. По свидетельствам старожилов полотно было разобрано, рельсы отправлены в металлолом, шпалы раста­щили на стройматериалы и дрова. Виновных позднее призвали к ответу и даже судили, но дороги уже не было. По­степенно все, созданное руками человека, заросло травой, лесом и кустарником. Время многое изменило. От здания депо остался кирпичный остов,сохранился поворотный круг. Железнодорожное полотно на участке Ристисеппяля—Хей-нйоки [ныне Житково — Вещево] теперь полностью разобра­но и поезда по этой старой ветке не ходят вообще. Однако в настоящее время существует проект восстановления желез­нодорожного сообщения от Выборга до Сосново, которое возможно повторит прежнюю траекторию дороги.

Лесопилка Сяаксъярви в послевоенное время была де­монтирована,о ее существовании напоминают лишь заросшие подъездные пути и остатки старой платформы.

Несколько лет назад территория бывшей станции Вал­къярвии лесопилки Сяаксъярви стала активно застраиваться коттеджами, обнесенными высокими заборами.

 

 

                                                                                                                         Хампаала (Натраа1а)

 

Первые сведения о деревне относятся к 1615 году. По налоговым ментальным спискам в ней значилось 15 дворов. В1649 г. часть деревенской земли переходит в составленного поместья лейтенанта Ниило Эскилсона. К 1654 г. в деревне оставалось 7дворов. В 1659 г. большая часть территории деревни переходит в состав ленного поместья адмирал-лейте­нанта Кристера Бойе. На 1698 г. в Хампаала жили следующие землевладельцы: Суокас,Яйкяс, Рясяляйн, Кирпу, Коттилайн, Вихолайн (3 имения),Францикайн, Ниелсон,Раутиайн, Курпа, Йордайн, Карвайн, Ноусиайн, Каллиопяа,Наари.

В 1710 г. Хампаала стала собственностью Григория Петровича Чернышева. По статистическим данным 1728 г.в селении проживало 7 мужчин и 7женщин. Семьи были представлены родами: Карху,Ноусиайн, Лемметтю, Карвайн и Туссберг.

В XIX веке деревня Хампаала состояла из трех час­тей,одна из которых находилась возле шоссе Валкъяр­ви—Рауту, другая располагалась близ озера Саариярви [ныне оз. Морозовское] и называлась Куоппа Хампаала, а третья — в стороне у ручья Кортйоки [ныне руч. Верту-нок], где стояла мельница.Перед плотиной образовалось средних размеров водохранилище. В период правления Бландова на Кортйоки появилась лесопилка, вокруг которой сформировался торгово-ремесленный центр со  стекольным заводом, пошивочной и ткацкой мастерскими. Там же рабо­тали два немца— прядильщик льна Миттлегер и растениевод Адлер, занимавшийся выращиванием цикория. По-види­мому,они имели хо­рошие отношения с Бландовым,поощряв­шим их предприни­мательство.

Известно также, что в начале XX века в Хампаала на собственной даче проживала дворян­ка из Петербурга.

События1918 г., происходившие в деревне были описаны выше. Накануне советско-финляндской войны деревня состо­яла из 31 двора. Часть зданий отступавшие финские подразде­ления сожгли по приказу командования в декабре 1939г.

Но еще больший урон понесла деревня во время отступления частей Красной Армии. На момент занятия Хампаала в августе 1941 г. финскими войсками в ней оставалось целыми лишь 5 домов. Строительные работы по возведению участка железнодорожного пути остались незаконченными. Финны продолжили дело советских строителей, и возвели поблизости от строившейся насыпи в районе деревни Хампаала большие по­левые пакгаузы и погреба. Для армейских нужд в 1942году на участке пути длиной 3,6 км от Валкъярви до Хампаала про­ложены рельсы.Ветка заканчивалась 720-метровым тупи­ком с 400-метровым ответвлением. По этому новому участку 9 октября 1942года было открыто грузовое движение.

Исход последней войны сложился не в пользу фин­нов,и Хампаала в июне 1944 г. вновь оказалась в преде­лах советской территории.Прибывшие из Кировской об­ласти 8 семей переселенцев организовали в деревне кол­хоз«имени Парижской Коммуны». Пригодные для жилья здания в деревне имелись. Так как Хампаала фактически состояла из трех частей, то две из них попросту пронуме­ровали.Получилась Хампаала 1-я и Хампаала 2-я.

В 1948 г. деревня Хампаала 1-я в административном порядке была переименована в «Зубово». Обосновали такое переименование«переводом с финского», с чем действи­тельно можно согласиться.

Железнодорожное хозяйство и склады в эпоху социализма было разорено полностью. Впрочем, старая насыпь в районе Хампаала и далее в сторону Рауту местами еще чита­ется. В окрестностях поселка в 1960-е годы был построен пионерский лагерь «Мечта»,который, пережив тяжелые вре­мена перестройки,преобразовался в базу отдыха.

 

 

 Мичуринское 1939-1945

Продолжение (стр. 2) »